Ретушь

ретушьОгромному количеству фотографий и армий фотографов содействует популярность любительских фотоаппаратов, напичканных всевозможной электроникой, и за счет этого позволяют получить весьма неплохое изображение. Пользоваться ими не представляется труда даже для людей, весьма далеких от мира фотоискусства. Нажали кнопку, подключили к компьютеру, перебросили фотографии на жесткий диск. На деле малейшая попытка более тонко управлять такими камерами обречена на провал.

Вполне вероятно, что в формировании подобного мнения немалую роль сыграл внешний вид профессионального фотоаппарата, вызывающий благоговение и непоколебимую уверенность в том, что этот агрегат может все. Да, конечно, фотографировать он умеет, но, к сожалению, кнопки «снять шедевр», нажатие на которую рождает идеальное фото, пока не существует. Хорошая камера четко передает картинку в различных условиях, позволяет управлять внешним светом, но не более того.

Современные технологии значительно облегчают процесс создания фотографий, предоставляя более широкие возможности, экономя время и сразу контролируя результат. Больше не нужно тщательно и в строго отмеренных пропорциях смешивать реагенты, покупать пленки в проявочных боксах, запихивая их туда вручную с рисков засветить и испортить всю проделанную работу. Да, все это есть. Но не стоит также забывать об изменениях характера проведения фотосъемки, требований к качеству снимков – то, что полвека назад было настоящим шедевром фотоискусства, сейчас сможет без труда снять даже дилетант. Изменения произошли лишь в характере и объеме работы.

В наше время фотосессия – это только первый шаг на пути к изготовлению профессиональных фотографий, результатом которого является «сырой» продукт – полуфабрикат. Процесс обработки «сырых» снимков, доведения их до завершенного вида и носит название ретушь. Это также дает ответ на вопрос о том, почему нельзя сразу после съемки показывать фотографии или определять сколько снимков можно сделать за одну фотосессию.

К примеру для получения на выходе фотосессии двадцати отретушированных фотографий, фотограф в сыром виде может снять 20-30, а может 100 и более. Как правило я чувствую, что материала ещё не хватает. В одном кадре был прекрасный поворот головы, но полуприкрыты глаза и не хватало загадочной улыбки. В другом всё наоборот. В любом случае всегда хочется иметь запас отснятого материала, для свободы действий при обработке, ретуши.

В чем разница между «сырыми» и ретушированными снимками?

Вполне логичным является вопрос, почему нельзя печатать фотографии сразу по завершению съемки, чем они плохи? Ответов несколько.

Прежде всего, существует ряд требований к количеству фотографий. Можно скурпулезно выставлять свет, тратя по полчаса на один кадр – тогда ретушь фото не нужна. Но в таком случае за два часа съемки получится всего четыре нормальных кадра. А нужно сколько? Некоторые фотографы обещают целых полтысячи, некоторые – двести.

Кроме того, фотосессиия уже давно перешла из разряда знаменательных событий, к которым тщательно готовятся, в раздел обыденных дел и занятий. Кто-то приходит сниматься после тяжелого рабочего дня, у кого-то круги под глазами от недосыпа, кто-то предъявляет массу требований. Даже самому лучшему визажисту не под силу стереть с лица усталость или ликвидировать мешки.

Так что, сделать сразу готовые фотографии не представляется возможным. Поэтому, мы отдаем клиенту отретушированные снимки.

Многие интересуются, могут ли они получить абсолютно все фотографии с фотосессии, и очень удивляются, услышав отрицательный ответ. Вопрос вполне логичный. Если деньги заплачены за ретуширование 50 фотографий, почему бы не отдать остальные 50 или 100.

Представьте себе, что Вы пришли поужинать в ресторан. Не самый дорогой, но вполне презентабельный, где вышколены официанты, красивый интерьер, приятная музыка. Как Вы отреагируете, когда вместо заказанного пирога получите огромную миску с сырым тестом (да, сырое – но много-то как). Наверняка, нет. Если Вы получите румяный, источающий приятный аромат кусок пирога, нужно ли будет сырое тесто рядом с ним? От него только испортится аппетит, равно как и впечатление о ресторане. Подать один пирог в данном случае гораздо более уместно.

Именно поэтому мы и не отдаем клиентам «сырые» снимки, поскольку разница между необработанными и отретушированными фотографиями  столь заметна, что «сырые» кадры только испортят Вам настроение.

О процессе в целом

Процесс ретуширования у каждого профессионального фотографа свой. Для разного типа съемок используется различный тип обработки. Мы поговорим чуть более подробно о студийной съемке и соответствующему ей виду ретуширования.

Ретушь выполняется в несколько этапов:

Первичное кадрирование

Убираем с кадра все лишние предметы и добавляем недостающие. С первым трудностей обычно не возникает. Второе же требует филигранной работы по заполнению кадра. К счастью, выполнять ее приходится не так уж и часто. От результатов непосредственно зависит восприятие фотографии. Есть целая наука о том, как делать это правильно.

Цветокоррекция и вытяжка диапазона

Фотография, снятая на цифровую камеру при мягком освещении изначально является бледной и невнятной. Почему? Можно все время выполнять перенастройку фотоаппарата на изменившуюся постановку света – так обычно и делают, снимая на пленку, но это отнимает массу времени, отрицательно влияя на количество отснятого материала. Поэтому обычно снимают «навскидку», но очень аккуратно, чтобы не «убить свет» - не потерять полутона или допустить пересвет, недосвет, исправить которые не представляется возможным.

Ретушь фотографий сделает снимки в меру яркими и насыщенными. Также можно привести кадры к черно-белой схеме.

Многие профессиональные фотографы на этом заканчивают, применяют цветоизвратный фильтр, скидывают фотографии на диск и передают заказчику. На мой взгляд, в преимущественном большинстве случаев этого недостаточно. И вот почему.

Такая обработка применяется, как «поточная» для репортажных снимков, где нет постановки света, как таковой, так же, как и требований к качеству. А на данном этапе мы получаем «сырой» продукт. Для студийной съемки такой подход не является достаточным, так как на снимках остается то, чего там быть не должно ни при каких обстоятельствах.

Коррекция фона

Прежде всего, «убирание лишнего». Нужно, когда в кадр попало нечто, абсолютно в него не вписывающееся. Например, стойка осветителя или тень отражателя. Иногда нужна полная смена фона. В этом случае модель снимается на белом или черном фоне, который в последствии заменяется на любой необходимый.

Ретушь лица.

Наиболее длительная и трудоемкая, косметическая операция. Не требуется лишь на крупных планах, где мелкие детали практически невозможно рассмотреть, а также на специально брутальных мужских портретах. Целью этой процедуры является идеализация фотографии, придание кожи особой мягкости, глазам – большей чёткости и выразительности. Это очень кропотливая работа с глазами и кожей. Здесь главное не переборщить. Можно «тяжёлое» лицо заретушировать так, что оно будет не естественно выглядеть. Многие ретушёры не улавливают этой границы. Есть даже поговорка: «заретушировано до кастрюли» - это значит лицо плоское, без теней, без морщин, без мимики, но чистое. То же с глазами. На белках не должно быть красных прожилок, зрачёк должен иметь чёткую, тёмную границу с белком. Можно слегка усилить цвет глаз. Ресницы должны быть чёткими. Веки чистыми. Всё это нужно, чтобы кадр читался, как в крупном, так и в уменьшенном размере.

Несмотря на наличие в современном мире фотоискусства множества автоматизированных средств для ретуши лица, ни одно из них не способно обеспечить получение желаемого результата в автоматическом режиме – либо кожа получится пластмассовая, как у куклы, либо будут потеряны тени вместе с детализацией снимка. Некоторые инструменты «убивают» прорисовку волос, другие, наоборот, их подчеркнут. Ни одному инструменту не под силу убрать круги под глазами, обычно это делает визажист, накладывая толстый слой грима, либо фотограф, выполняя ретушь фото. Для каждого снимка подбирается индивидуальная методика, и для каждой методики фотография подготавливается специальным образом – профессиональный фотограф знает, как тот или иной инструмент повлияет на снимок, и этот снимок приходится «подгонять», чтобы получить желаемый результат. Выполняется это всегда вручную.

На этом же этапе выполняется легкая деформация фотографии, если в ней есть необходимость.

Нанесение эффектов

Следующим шагом является нанесение различных цветовых эффектов на снимок, коллажирование с другими кадрами и другие изменения.

«Чистовая» коррекция цвета и диапазона, кадрирование

В результате проведения всех описанных выше этапов обработки фотографий изображение существенно меняется. Поэтому, нужно сделать «чистовую» цветокоррекцию и вытяжку диапазона, чтобы снимок стал чистым и ярким.

Затем фото в последний раз обрезается, если есть такая необходимость. Причём сделать это желательно в тех же пропорциях и приводится к завершенному виду, достойному предстать перед глазами зрителя.

Этот процесс охватывает портретную съемку в целом. Также хотелось бы упомянуть про основные виды ретуши.

Косметическая и портретная ретушь

Все мы имели возможность любоваться восхитительно красивыми девушками и молодыми людьми на обложках глянцевых журналов. Возможно ли так выглядеть каждый день. Конечно, нет. Что-то дает одежда, что-то – профессиональный макияж. Но собрать это все вместе и создать гармоничный образ можно лишь при помощи косметической ретуши фотографий. Цель такой ретуши – устранение мелких недостатков кожи, царапин и других индивидуальных особенностей, которые в жизни практически незаметны, но явно видны на фотографии. Во время проведения съемки перспектива ретуши предоставляет возможность сосредоточиться на постановочном процессе, не отвлекаясь на индивидуальные особенности модели. Такая ретушь фото применяется, как правило, в гламурной, портретной и постановочной фотосъемке.

Ретушь черно-белых снимков

Чёрно-белая фотография является весьма требовательно в вопросах освещения. Тонкая и специфическая постановка света требуется для создания объема в кадре. Для достижения этой цели применяются различные фильтры, дополнительно устанавливаемые на фотоаппарат. В цифровой фотографии съемка обычно является цветной, после чего фото преобразуется в черно-белые тона. Есть множество различных методик для лишения изображения цветности. Все они реализуются вручную. Черно-белое фото намного более чувствительно к заглаживанию и цветовым детонациям – поэтому, тут нужна очень тонкая работа, обеспечивающая объем, реалистичность и ощущение жизни на снимке.

Арт

Арт ретушь требуется, как правило, в творческих работах, реализующих попытки сбежать от реальности. Она нужна для изменения цвета и текстуры кожи. Используется в основном после проведения косметической ретуши и оказывается, наверное, наиболее трудоемким этапом обработки фотографий.

Коллажи

Ретушь используется для объединения нескольких различных снимков в единую фотографию, создаваемую композиционно или тематически. Процесс ретуширования заключается в том, чтобы связать в одно целое несколько фотографий – откадрировать их, совместить по цветовой гамме, и дополнить гармонирующими украшениями.